Родители о дистанционном обучении в Казахстане
17 апреля 2020г.По телевизору ничего непонятно, «Kүнделік» висит, учитель срочно требует фотоотчет – как пережили казахстанцы первый «дистанционный» день
Три миллиона школьников в Казахстане начали дистанционное образование, и вместе с ними за виртуальные парты село столько же родителей.
Шок, ошибки «телеучителей», раскаленные чаты и перегруз интернета
Казахстанские школьники были досрочно отправлены на каникулы с 16 марта из-за угрозы коронавируса. Всего за три недели нужно было перестроить всю традиционную и во многом консервативную систему образования.
Изначально план выглядел так:
1. Для тех, у кого нет доступа к интернету или не очень хорошая связь — записать телеуроки, чтобы дети могли после 10-минутного разъяснения темы учителем выполнить самостоятельную работу и домашнее задание.
2. В городах с «мощным» интернетом – собирать класс на занятия онлайн, использовать онлайн-платформы для выполнения самостоятельных работ.
3. В селах, где плохо с телекоммуникациями – присылать задания обычной почтой.
4. Учащиеся малокомплетных школ выйдут на занятия как обычно – «оффлайн».
Но в последнюю каникулярную неделю по итогам тестовых уроков министр образования заявил, что интернет в Казахстане не приспособлен для видеостриминга и отменил онлайн-обучение (виртуальные классы), и оставил только дистанционку.
Однако и это решение не спасло от сложностей.
Задания для детей предлагалось давать преимущественно на Kundelik.kz.
«Kүнделік» – по-казахски «дневник». И эта система, как самая массовая, не выдержала натиск и «легла» первой. За несколько часов было зарегистрировано более 30 миллионов попыток входа в систему.
Телеуроки по каналам «Ел Арна» и «Балапан» оказались непонятными для детей.
«Рассказывают слишком быстро! Ничего непонятно!» — поделились школьники.
А родители обратили внимание на ошибки – например, в объяснении темы про двойное неравенство для 4-го класса.
Кроме того, некоторые учителя требовали, чтобы все домашние задания были выполнены и прикреплены в Kundelik.kz (который еще и не работал) до 15.00.
Вот так описывают ситуацию родители двоих школьников – учеников 2-го и 6 классов:
«Сегодня было пять уроков, множество ссылок присылали в Whats App для второклассника. Маршрутные листы, которые нужно заполнить — а это классная работа плюс домашняя. Потом надо все это сфотографировать и отправить учителям, чтобы тебе в ответ выслали смайлик «молодец». А еще шестиклассник над душой стоит — ему тоже нужен ноутбук, чтобы в Kundelik.kz скачать файлы с заданиями. Позже выяснится — файлы не скачиваются. Kundelik.kz долго думает, а потом выдает ошибку».
Родители возмущаются и просят отменить четвертую четверть.
Чуть лучше дела у родителей старшеклассников.
«Ничего плохого сказать не могу. Но дочери нравится. Нам повезло, ребенок сам что-то делает, я в это вникать совсем не пытаюсь, хорошо, что у нас не выпускной класс!» — говорит мама 10-классницы.
Повезло и некоторым ученикам младших классов, чьи учителя решили использовать творческий поход.
«Наша классная во всех смыслах руководительница изначально отказалась от ZOOM и прочих платформ, сказала, что все будет висеть. Вместо этого за каникулы перевела всю программу четвертой четверти в понятные детям презентации, которые высылает в общий чат с аудиокомментарием учителя. Ребенок смотрит презентацию и слушает аудио – дети справляются, им это просто и понятно. Если непонятно что-то, учитель пишет «задавайте вопросы» – записывают вопросы текстом или аудио. Один раз в неделю – онлайн-урок в Instagram. А еще с перового дня каникул по последний детям выдали задания на ежедневную самостоятельную работу на каждый день по математике, русскому и чтению, чтобы ребенок за 2 недели привык заниматься практически сам», — рассказывает мама первоклашки.
Родители выпускников занимаются с репетиторами онлайн.
«Мы уже знаем, куда хотим поступать. Сейчас главное не учеба, а сдать ЕНТ. Занимается с репетиторами с зимы», — говорят они.
Семейное обучение – все идет по плану
Долгие годы в Казахстане шли дебаты по поводу семейной формы обучения. Однако учиться на дому официально разрешено детям с инвалидностью, а экстернат доступен только в исключительных случаях.
Однако казахстанские родители нашли выход – они записывают детей в российские школы. В РФ семейное образование разрешено, и поэтому для детей, выбравших «хоумскулинг», сегодня ничего не изменилось.
Пока остальные родители в шоке и панике, у них все идет по плану.
«Ребенок продолжает дистанционно учиться в российской школе на семейном обучении, уже второй год, сейчас дочь в пятом классе. Для нее ничего не изменилось. Дней через 5-10 сдаст последний экзамен и каникулы у нее будут», — рассказала Вера Садыкова, руководитель проекта «SVободны от школы».
В России сейчас «карантинные каникулы» до 30 апреля, дети тоже учатся дистанционно, выросла нагрузка на учебные платформы, но это не коснулась «хоумскулинга».
«Наши дети используют другие платформы, поэтому нагрузка на них не выросла и все как обычно», — отмечает Садыкова.
Энтузиасты продолжают работать над тем, чтобы в Казахстане официально разрешили семейную форму обучения, и сегодняшнее заявление министра о необходимости пересматривать подходы к системе образования внушает оптимизм.